Для борьбы с коррозией металлов при выборе способов защиты учитывают особенности не только самого металла, но и условий его эксплуатации. Все методы можно классифицировать по характеру их воздействия:
Легирование — это метод защиты, связанный с изменением свойств металла за счет создания сплава с добавками (Cr, Ni, Cu, Р и др.), обеспечивающими, в частности, формирование на поверхности оксидного слоя, способствующего устойчивости металла к внешним воздействиям (подробнее см.
).Термическая обработка металла состоит в нагреве до определенной температуры, выдержке и охлаждении с определенной скоростью для получения заданных свойств. Во время этого процесса в металле происходят существенные изменения внутреннего строения и структуры. Термической обработкой можно достичь повышения износостойкости, прочности, коррозионной и эрозионной стойкости, снятия остаточных напряжений.
Применение коррозионностойких и жаростойких сплавов –
Одним из наиболее успешных методов борьбы с коррозией является использование ингибиторов, то есть химических соединений или композиций.
Ингибиторы коррозии – химические соединения или их композиции, присутствие которых в достаточной концентрации, замедляет скорость коррозии металлов без значительного изменения концентрации любого коррозионного реагента
Способ защиты металлов с помощью ингибиторов коррозии универсален. Их можно использовать в любых средах, причем не только самостоятельно, но и в комбинации с защитными покрытиями, катодной защитой, маслами и смазками, различными конверсионными покрытиями и др. Подобные комбинации часто усиливают противокоррозионную защиту, делая ее более удобной с технологической точки зрения и эффективной экономически.
Ингибиторы коррозии повышают защитное действие грунтовок, лакокрасочных покрытий и в настоящее время широко в них применяются, в том числе и в виде противокоррозионных пигментов.
Выбор наиболее рациональных геометрических форм деталей, их взаимного расположения и расположения в пространстве — одна из эффективных мер защиты от коррозии при минимальных затратах. В этом плане основной принцип обеспечения долговечности конструкций заключается в том, чтобы их конфигурация была как можно более простой. Изначально в проекте конструкции не должно быть заложено причин, способствующих возникновению коррозии или ее развитию, а именно:
При принятии решений по методам рационального проектирования следует пользоваться международным стандартом
«Краски и лаки. Антикоррозионная защита стальных конструкций с помощью защитных лакокрасочных систем. Часть 3. Конструктивные соображения». В этом стандарте разъясняется, что при проектировании конструкций важными аспектами являются их нормальное функционирование, достаточная стабильность, прочность и долговечность.Перед началом проектирования отдельных конструкций и конструктивных элементов следует определять необходимость и возможность осуществления их первичной защиты от коррозии. При этом технические решения должны предусматривать возможность, в случае необходимости, выполнения мер по обеспечению эффективной вторичной защиты от коррозии в процессе эксплуатации здания или сооружения.
Узкие зазоры, щели и соединения внахлест затрудняют доступ при подготовке поверхности и нанесении лакокрасочных покрытий и соответственно могут являться концентраторами коррозии.
При конструировании сварных металлоконструкций должен быть предусмотрен оптимальный доступ ко всем поверхностям для струйной подготовки поверхности и нанесения ЛКМ безвоздушным способом. В переборках над сварными швами должны предусматриваться выкружки.
При соединении конструкций внахлест необходимо располагать таким образом, чтобы влага и пыль не скапливались в непосредственной близости от соединений. Уплотнительные прокладки по размеру должны строго соответствовать приварочным поверхностям. Значительный эффект достигается при использовании прокладочного материала в сочетании с ингибированными мастиками. Примеры соединения деталей приведены на рисунке:
Нерациональное с точки зрения защиты от коррозии проектирование и конструирование может привести к дефектам защитных покрытий и преждевременному выходу из строя конструкций вследствие коррозионных повреждений.
Примерами распространенных проектных недоработок, которые осложняют процесс нанесения покрытия, являются:
Труднодоступные участки
Наличие участков конструкции с внутренними полостями и т.п. (колонны из уголков и других прокатных профилей, элементы жесткости во внутренней части судна, ребра жесткости пролетных строений мостовых конструкций).
Рекомендации:
• тщательное выполнение работ в труднодоступных местах
• рекомендации проектировщикам изменить конструкцию
Наличие участков конструкции с внутренними полостями и т.п. (колонны из уголков и других прокатных профилей, элементы жесткости во внутренней части судна, ребра жесткости пролетных строений мостовых конструкций).
Рекомендации:
• тщательное выполнение работ в труднодоступных местах
• рекомендации проектировщикам изменить конструкцию
Застойные зоны
Наличие на конструкции горизонтальных поверхностей, где возможно накопление и застаивание воды; углубления во внешних поверхностях, ускоряющие коррозию в связи с задержкой стекающих вод и аккумуляцией грязи и мусора; щели, которые задерживают воду или другие коррозионноопасные жидкости.
Рекомендации:
• окрашивание производить только после полного высыхания либо после искусственного удаления влаги
• предусмотреть мероприятия по предотвращению попадания влаги на свежеокрашенную поверхность
• при проектировании и/или монтаже избегать образования застойных зон
Зазоры (близко расположенные поверхности)
Наличие окрашиваемых поверхностей с затрудненным доступом (зазор между спаренными уголками недостаточен для окрашивания поверхностей элементов, обращенных друг к другу). Влага может проникнуть между поверхностями и стимулировать коррозию
Рекомендации:
• выбрать метод нанесения, позволяющий окрасить труднодоступное место с соблюдением необходимых требований к покрытию
• производить окрашивание труднодоступных мест на заводе-изготовителе
Конструкции с болтовыми и клепочными соединениями
Наличие открытых зазоров в болтовых соединениях между монтажными накладками и частями конструкций, в которых возможно возникновение интенсивной щелевой коррозии, натекание ржавчины на окрашенную поверхность
Рекомендации:
Выполнить герметизацию зазоров, произвести полосовое нанесение ЛКМ
Углы (внешние и внутренние)
В типичной конструкции имеется много участков с необработанными кромками (в особенности механические срезы и кромки газопламенной резки, возникающие во время производства, бывают очень острыми и создают проблемы в процессе нанесения ЛКМ).
Рекомендации:
кромки должны быть скруглены и покрыты полосовой окраской
Острые углы и кромки
В типичной конструкции имеется много участков с необработанными кромками (в особенности механические срезы и кромки газопламенной резки, возникающие во время производства, бывают очень острыми и создают проблемы в процессе нанесения ЛКМ).
Рекомендации:
кромки должны быть скруглены и покрыты полосовой окраской
Перекрывающиеся поверхности
Щели между перекрывающимися пластина – ми могут накапливать влагу, и в силу того, что невозможно зачистить и окрасить этот участок, возникает коррозия.
Рекомендации:
рекомендации проектировщикам изменить конструкцию
Резьбовые соединения
Заклепки, шляпки болтов и гайки сложно окрасить. Резьбовые участки создают множество щелей и острых кромок, которые могут инициировать коррозию
Рекомендации:
необходимо убедиться в том, что все поверхности адекватно зачищены и покрыты
Разнородные металлы
Разнородные металлы в контакте друг с другом образуют коррозионную пару, которая запускает процесс коррозии и, в конечном счете, может привести к отказу покрытия
Рекомендации:
контакт разнородных металлов должен быть исключен.
Выделяют два направления защиты от коррозии с учетом воздействия на конструкцию:
Типы защитных покрытий будут рассмотрены в Уроке “Защитные покрытия”.
А основы электрохимической защиты от коррозии разобраны в Уроке “Электрохимическая защита”.
Вы не можете скопировать содержимое этой страницы