Методы защиты от коррозии

Для борьбы с коррозией металлов при выборе способов защиты учитывают особенности не только самого металла, но и условий его эксплуатации. Все методы можно классифицировать по характеру их воздействия:Наведите курсор чтобы закрыть подсказку

Воздействие на металл

Легирование — это метод защиты, связанный с изменением свойств металла за счет создания сплава с добавками (Cr, Ni, Cu, Р и др.), обеспечивающими, в частности, формирование на поверхности оксидного слоя, способствующего устойчивости металла к внешним воздействиям (подробнее см. модуль 1).

Термическая обработка металла состоит в нагреве до определенной температуры, выдержке и охлаждении с определенной скоростью для получения заданных свойств. Во время этого процесса в металле происходят существенные изменения внутреннего строения и структуры. Термической обработкой можно достичь повышения износостойкости, прочности, коррозионной и эрозионной стойкости, снятия остаточных напряжений.

Применение коррозионностойких и жаростойких сплавов –

Воздействие на среду

Одним из наиболее успешных методов борьбы с коррозией является использование ингибиторов, то есть химических соединений или композиций.

Ингибиторы коррозии – химические соединения или их композиции, присутствие которых в достаточной концентрации, замедляет скорость коррозии металлов без значительного изменения концентрации любого коррозионного реагента

ISO 8044 – 2015

Способ защиты металлов с помощью ингибиторов коррозии универсален. Их можно использовать в любых средах, причем не только самостоятельно, но и в комбинации с защитными покрытиями, катодной защитой, маслами и смазками, различными конверсионными покрытиями и др. Подобные комбинации часто усиливают противокоррозионную защиту, делая ее более удобной с технологической точки зрения и эффективной экономически.

Ингибиторы коррозии повышают защитное действие грунтовок, лакокрасочных покрытий и в настоящее время широко в них применяются, в том числе и в виде противокоррозионных пигментов.

Рациональное проектирование и конструирование

Выбор наиболее рациональных геометрических форм деталей, их взаимного расположения и расположения в пространстве — одна из эффективных мер защиты от коррозии при минимальных затратах. В этом плане основной принцип обеспечения долговечности конструкций заключается в том, чтобы их конфигурация была как можно более простой. Изначально в проекте конструкции не должно быть заложено причин, способствующих возникновению коррозии или ее развитию, а именно:

  • элементы конструкции должны быть спроектированы так, чтобы их формы не создавали потенциально опасных для коррозии участков;
  • конструкции должны быть легко обтекаемыми водой (для погруженных в воду постоянно) и хорошо обдуваемыми воздухом (для находящихся в атмосфере);
  • поверхности конструкций должны быть доступными для нанесения защитных покрытий;
  • поверхности конструкций, подвергающиеся воздействию агрессивной среды, не должны иметь резких искривлений или острых ребер, на которых трудно сформировать качественные защитные покрытия;
  • острые кромки, образующиеся в процессе обработки металла, должны быть скруглены; вокруг отверстий и вдоль обрубленных краев заусенцы должны быть удалены;
  • в конструкциях, перемещающихся относительно друг друга, места контактов должны проектироваться с учетом исключения механических повреждений защитных покрытий;
  • следует избегать использования в конструкциях составных сечений из уголков, в которых образуются щели, недоступные для возобновления защитных покрытий, и где возможно возникновение нарастающего давления, вызванного образованием продуктов коррозии, которые могут разрушать фрагмент конструкции.

При принятии решений по методам рационального проектирования следует пользоваться международным стандартом ISO 12944–3 «Краски и лаки. Антикоррозионная защита стальных конструкций с помощью защитных лакокрасочных систем. Часть 3. Конструктивные соображения». В этом стандарте разъясняется, что при проектировании конструкций важными аспектами являются их нормальное функционирование, достаточная стабильность, прочность и долговечность.

Перед началом проектирования отдельных конструкций и конструктивных элементов следует определять необходимость и возможность осуществления их первичной защиты от коррозии. При этом технические решения должны предусматривать возможность, в случае необходимости, выполнения мер по обеспечению эффективной вторичной защиты от коррозии в процессе эксплуатации здания или сооружения.

Узкие зазоры, щели и соединения внахлест затрудняют доступ при подготовке поверхности и нанесении лакокрасочных покрытий и соответственно могут являться концентраторами коррозии.

При конструировании сварных металлоконструкций должен быть предусмотрен оптимальный доступ ко всем поверхностям для струйной подготовки поверхности и нанесения ЛКМ безвоздушным способом. В переборках над сварными швами должны предусматриваться выкружки.

При соединении конструкций внахлест необходимо располагать таким образом, чтобы влага и пыль не скапливались в непосредственной близости от соединений. Уплотнительные прокладки по размеру должны строго соответствовать приварочным поверхностям. Значительный эффект достигается при использовании прокладочного материала в сочетании с ингибированными мастиками. Примеры соединения деталей приведены на рисунке:

Примеры соединения деталей:
1 — деталь из листового материала;
2 — контактная сварка;
3 — электродуговая сварка;
4— деталь резьбового соединения;
5, 6 — соединяемые детали;
а, в, д — неудачные проектные решения; б, г, е — более удачные решения.

Дефекты, вызванные нерациональным проектированием и конструированием

Нерациональное с точки зрения защиты от коррозии проектирование и конструирование может привести к дефектам защитных покрытий и преждевременному выходу из строя конструкций вследствие коррозионных повреждений.

Примерами распространенных проектных недоработок, которые осложняют процесс нанесения покрытия, являются:

  • труднодоступные или недоступные участки;
  • заклепки, болты или другие соединительные детали;
  • сварные швы;
  • зазоры (близко расположенные поверхности);
  • перекрывающиеся поверхности;
  • углы (внешние и внутренние);
  • неадекватно установленная арматура или сложная компоновка;
  • резьбовые участки;
  • неизолированный контакт разнородных металлов;
  • вспомогательные средства для облегчения производства (прихваточный сварной шов и др.)

 

Труднодоступные участки

Наличие участков конструкции с внутренними полостями и т.п. (колонны из уголков и других прокатных профилей, элементы жесткости во внутренней части судна, ребра жесткости пролетных строений мостовых конструкций).

Рекомендации:
• тщательное выполнение работ в труднодоступных местах
• рекомендации проектировщикам изменить конструкцию

Наличие участков конструкции с внутренними полостями и т.п. (колонны из уголков и других прокатных профилей, элементы жесткости во внутренней части судна, ребра жесткости пролетных строений мостовых конструкций).

Рекомендации:
• тщательное выполнение работ в труднодоступных местах
• рекомендации проектировщикам изменить конструкцию

Застойные зоны

Наличие на конструкции горизонтальных поверхностей, где возможно накопление и застаивание воды; углубления во внешних поверхностях, ускоряющие коррозию в связи с задержкой стекающих вод и аккумуляцией грязи и мусора; щели, которые задерживают воду или другие коррозионноопасные жидкости.

Рекомендации:
• окрашивание производить только после полного высыхания либо после искусственного удаления влаги
• предусмотреть мероприятия по предотвращению попадания влаги на свежеокрашенную поверхность
• при проектировании и/или монтаже избегать образования застойных зон

Зазоры (близко расположенные поверхности)

Наличие окрашиваемых поверхностей с затрудненным доступом (зазор между спаренными уголками недостаточен для окрашивания поверхностей элементов, обращенных друг к другу). Влага может проникнуть между поверхностями и стимулировать коррозию

Рекомендации:
• выбрать метод нанесения, позволяющий окрасить труднодоступное место с соблюдением необходимых требований к покрытию
• производить окрашивание труднодоступных мест на заводе-изготовителе

Конструкции с болтовыми и клепочными соединениями

Наличие открытых зазоров в болтовых соединениях между монтажными накладками и частями конструкций, в которых возможно возникновение интенсивной щелевой коррозии, натекание ржавчины на окрашенную поверхность

Рекомендации:
Выполнить герметизацию зазоров, произвести полосовое нанесение ЛКМ

Углы (внешние и внутренние)

В типичной конструкции имеется много участков с необработанными кромками (в особенности механические срезы и кромки газопламенной резки, возникающие во время производства, бывают очень острыми и создают проблемы в процессе нанесения ЛКМ).

Рекомендации:
кромки должны быть скруглены и покрыты полосовой окраской

Острые углы и кромки

В типичной конструкции имеется много участков с необработанными кромками (в особенности механические срезы и кромки газопламенной резки, возникающие во время производства, бывают очень острыми и создают проблемы в процессе нанесения ЛКМ).

Рекомендации:
кромки должны быть скруглены и покрыты полосовой окраской

Перекрывающиеся поверхности

Щели между перекрывающимися пластина – ми могут накапливать влагу, и в силу того, что невозможно зачистить и окрасить этот участок, возникает коррозия.

Рекомендации:
рекомендации проектировщикам изменить конструкцию

Резьбовые соединения

Заклепки, шляпки болтов и гайки сложно окрасить. Резьбовые участки создают множество щелей и острых кромок, которые могут инициировать коррозию

Рекомендации:
необходимо убедиться в том, что все поверхности адекватно зачищены и покрыты

Разнородные металлы

Разнородные металлы в контакте друг с другом образуют коррозионную пару, которая запускает процесс коррозии и, в конечном счете, может привести к отказу покрытия

Рекомендации:
контакт разнородных металлов должен быть исключен.

Воздействие на конструкцию

Выделяют два направления защиты от коррозии с учетом воздействия на конструкцию:

  • использование защитный покрытий
  • электрохимическая защита

Типы защитных покрытий будут рассмотрены в Уроке “Защитные покрытия”.

А основы электрохимической защиты от коррозии разобраны в Уроке “Электрохимическая защита”.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы